Виды учета – необходимость и достаточность.

Эффективность работающего предприятия это основной параметр, по которому руководитель (или владелец бизнеса) может предвидеть перспективы этого предприятия. Логично предполагать, что низкая эффективность деятельности предприятия имеет ряд негативных влияний на его будущее. В условиях рыночной экономики управленческий учет единственный инструмент позволяющий ответить на вопрос, в каком состоянии находится предприятие и как повысить эффективность его деятельности. В отличии от бухгалтерского или налогового учета все показатели управленческого учета предназначены только для внутреннего использования. Собственно, это своего рода оценка результативности по заранее определенным параметрам.
В отличии от управленческого бухгалтерский учет ведется еще и для внешних пользователей, в числе которых могут быть инвесторы, кредиторы и государство. Древнейшие известные примеры учета такого рода относятся ко времени Вавилонского. Бухгалтерский учет с одной стороны тесно связан с управленческим и с другой стороны является основанием для налогового учета.
Подавляющее большинство предприятий ведут бухгалтерский и налоговый учет согласно требованиям законодательства в обязательном порядке. Этого требует законодательство и общепринятые стандарты. Управленческий учет ведется далеко не на каждом предприятии, хотя бы в силу того, что для такого учета нет соответствующих инструментов у руководителя. 
Самый примитивный способ учета на сегодняшний момент, конечно, не глиняные таблички с узелковой письменностью, а бумажные записи, несомненным достоинством которых по сравнению с клинописью является отсутствие необходимости расшифровки. К недостаткам же подобного вида учета можно отнести неудобство хранения информации, вероятность потери (или вторичного использования) сырья для записей, отличную возможность сбить с толку врагов и высокую вероятность сбить с толку самого себя, а также практически абсолютную невозможность анализа данных. И если можно (хотя и с трудом) представить себе ежеквартальную сдачу отчетности при таком способе учета, то возможность получения оперативной информации (ежедневной!) для целей управленческого учета не предвидится вообще.
бухучет.jpgМенее примитивный, но в то же время самый низкобюджетный (будем принимать во внимание тот факт, что самый простой компьютер с условно бесплатными офисными программами уже есть в каждом офисе) вариант учета – в программах типа MS Excel, GoogleDocs и т.д. Кроме дешевизны этого способа к несомненным достоинствам его следует отнести отсутствие необходимости внешней технической поддержки (один раз сделанная табличка будет служить вечно). Впрочем это достоинство с лихвой перекрывается массой недостатков: высокие трудозатраты, низкая оперативность получения аналитической информации, высокая сложность адаптации к быстро меняющимся требованиям законодательства. Стоит все же отдать должное всем известным таблицам MSExcel – при достаточном желании и упорстве, а также недюжинных способностях можно наладить автоматизированный учет в этой программе и даже вполне сносно сдавать отчетность в электронном виде.
Но ни один уважающий себя бухгалтер не представляет свою работу без специализированной программы бухучета. Вариативность таких программ огромна: от примитивных, ведущих учет доходов и расходов в общих цифрах, до узкоспециализированных, учитывающих особенности ресторанного бизнеса или сельскохозяйственного предприятия. Достоинства и недостатки у каждой из этих программ свои и очень разнообразны. Поэтому мы остановим свое внимание на одной из наиболее достойных – группе программ 1С-Предприятие. Изначально программа создавалась для целей бухгалтерского и управленческого учета на предприятии, а на сегодняшний день имеет множество типовых конфигураций (в зависимости от решаемых задач). Управленческий, бухгалтерский и налоговый учет - все эти задачи могут быть решены в рамках одного программного продукта. Достоинства: умеренная стоимость, техническая поддержка, централизованная модификация согласно требованиям законодательства, возможность расширения и внесения изменений в зависимости от возросших требований предприятия, удаленная сдача налоговой отчетности, высокая оперативность получения информации, расширенные возможности для управленческого учета на базе бухгалтерского. Отдельно хочется отметить идеальную приспособленность этой линейки программ к работе в автоматизированных бизнес-процессах. Интеграция с системой CRM, сайтом и корпоративным порталом, внутренний документооборот, контроль за качеством выполнения сотрудниками поставленных им задач – все эти задачи решаются штатными средствами и в большинстве случаев не требуют дополнительных финансовых вложений. К недостаткам, пожалуй, можно отнести только отсутствие бесплатных версий продукта.
Ну, а если цена вопроса для предприятия не вопрос и бюджет практически не ограничен, то можно задуматься и о том, чтобы создать собственную программу учета в соответствии со всеми особенностями бизнеса. Для этого понадобится группа программистов в штате или на аутсорсинге, собственный аналитик (может быть даже не один), финансы, время и система управления базами данных типа Oracle.
Итого:
Задачи бухгалтерского учета намного более просты, чем задачи управленческого учета. Для того, чтобы предприятие работало на перспективу необходимо, прежде всего, понимать настоящее состояние бизнеса. А для этого необходим именно управленческий учет, способный оперировать прогнозами, не подтвержденными документально данными, учитывать объемы продаж конкурентов, не только денежные, но и натуральные показатели, и многое другое. Информация для управленческого учета должна быть краткой, ёмкой и максимально оперативной. Источники поступления информации должны быть связаны в единую систему, позволяющую оперировать любыми данными с целью получения достоверной информации.