Как сделать сайт

0. Прежде всего стоит прибегнуть к диалектике и решить основные вопросы: «необходимо и достаточно», «быть или не быть», взять весы - взвесить все за и против, в общем подойти к вопросу взвешенно и серьезно. Отдайте себе отчет в том, что в этом месте вы примите решение, к которому периодически будете возвращаться и говорить себе: «о чем я только думал».
1. Определяем цели и задачи для сайта, составляем ТЗ (техническое задание) – действие обязательное иначе не поймем к чему стремиться.
2. Далее идут варианты:
A. сделать самому
B. воспользоваться конструктором сайтов (предложение в интернете достаточно большое) и получить не сложное решение поставленной задачи
C. Обратиться к специалисту(ам) и заказать сайт (готовое решение на основе Вашего ТЗ со всеми нюансами и пожеланиями).
Согласно приведенной выше инструкции все выглядит довольно просто, жизнь вообще не очень сложная штука. Но видимо такое впечатление возникает только при отстраненном рассмотрении вопроса. Когда мы приближаемся к теме более плотно возникают вопросы, которых мы раньше себе не задавали, но тем не менее они требуют ответов. Пункт 0 оставляем на усмотрение читателя, он настолько индивидуален и интимен, что просто неловко здесь что-либо обсуждать. Пункт 1 призывает нас к определению целей и задач сайта. Что ж, прежде всего определитесь, что вы хотите получить в итоге (вариантов не много): коммерческий проект (будем зарабатывать деньги) – интернет-магазин, сайт уже работающего бизнеса в офлайне с дополнительным сервисом для клиентов, социальная сеть (пользователю кажется, что это бесплатно, на самом деле некоторые зарабатывают миллиарды… в долларах), какое-нибудь ноу-хау – стартап и т.д.; новостной сайт (информационный) – будем «ездить» по ушам и глазам посетителей; сайт-визитка – просто заявляем миру, что мы есть, при необходимости, за более подробной информацией можно послать клиента на свой сайт, а там, соответственно, написать, что более подробную информацию он может получить по такому-то телефону или адресу, ну и по кругу. Ну и просто страничка-лендинг, призывающая посетителя к действию (купить , заказать, позвонить и т.д.). Имеем в виду, что интернет изначально исповедовал идеологию доступности и бесплатности, и поэтому у большой части аудитории существует представление о том, что этот информационный источник должен быть бесплатным, по крайней мере пока такое представление превалирующее. Поэтому пользователи весьма падки на «халявы», «шары» и прочие прелести. Разобравшись с основным предназначением сайта переходим к определению его составляющих: структура (во многом она зависит от задачи, которую определили ранее) – как будет представлена информация ее структура, вложенность и прочие навороты, здесь же неплохо определиться с обязательными элементами типа: «контакты», «о компании» и пр.; внешний вид – по модному: дизайн. Здесь начинается полет фантазии и важно - все, что будет придумано, подсмотрено - жизненно необходимо зафиксировать на бумаге или в электронном виде. Фактически здесь будет сформирован так называемый бриф будущего сайта. И вот уже есть образ (точнее прообраз) будущего сайта. Отсюда начинается рутинная, техническая работа по созданию сайта. Первым этапом необходимо сформировать ТЗ (пресловутое техническое задание) ну нельзя без него, пришло оно откуда-то из промышленности или программирования, но тем не менее без него дальнейшие действия примут бессистемный и необязательный (причем для всех) характер. Здесь мы вплотную подошли к пункту 2 нашей начальной инструкции. Грамотное ТЗ может сделать специалист в своей области, поэтому если Вы решили делать сайт самостоятельно (а этот выбор обсудим чуть позже), то уже априори Вы являетесь специалистом и сами должны составить ТЗ. А теперь о пункте «А», работа любой сложности может быть выполнена как одним человеком самостоятельно, так и командой специалистов, все упирается во временные и финансовые ресурсы. Если Вы располагаете массой времени Вы можете самостоятельно изучить всю необходимую информацию (благо она доступна условно бесплатно) и претворять в жизнь задуманный проект. Вопрос эффективности такого подхода можете решить только Вы. Так или иначе предполагаем, что ТЗ имеется. Далее вступает в силу пункт 2. Если Вы приняли решение воспользоваться вариантом «В» - следуйте инструкциям сервиса и Вы получите готовый сайт. Насколько он будет отвечать Вашим изначальным требованиям – большой вопрос, как правило это компромисс между Вашими желаниями и возможностями сервиса. Очевидные минусы: плохая управляемость, слабые возможности оптимизации (продвижения), зависимость от произвола сервиса предоставляющего услугу. Плюсы – быстро, не сложно, иногда бесплатно. Не заморачиваясь более на пункте «В», переходим к реализации проекта двумя оставшимися способами, они идентичны, разница только в том кто проделывает работу . Исходя из ТЗ рисуется графический макет сайта. На этом этапе Вы получаете картинку – визуальный прообраз будущего сайта. Если эта картинка Вас устроила, переходим к переносу графического макета на так называемую верстку HTML, в этом месте (после того как макет сверстан), возникает ощущение, что «вот оно уже готово и можно пользоваться». Опять же, все зависит от ТЗ, если оно предполагало остановится на этапе сверстанного HTML-макета, то – «о да, аллилуйя, сайт готов», в большинстве случаев это не так, информацией нужно управлять, ее нужно администрировать и совершать над ней всякие манипуляции, иначе весь сайт станет «мертвым грузом». Здесь перед Вами встанет вопрос выбора так называемого «движка» - CMS (системы управления контентом). На самом деле неплохо определится с этим чуть раньше, т.к. на основе этого либо самостоятельно, либо посредством специалистов, Вам придется работать со своим готовым сайтом, наполнять его информацией, редактировать совершать прочие манипуляции. Движок – основа за счет которой Ваш сайт будет «жить» в прямом смысле этого слова. Определившись с движком Вам будет проще понять куда двигаться дальше, при варианте «С» просто найдите соответствующего Вашим пожеланиям по CMS специалиста и продолжайте воплощение проекта, в случае самостоятельного подхода изучите технические требования продукта его возможности и продолжайте воплощение. При выборе CMS неплохо учитывать факторы: интеграция с другими Вашими приложениями (например 1С, в случае коммерческих проектов), поддержка хостером (сервисом предоставляющим услуги размещения вашего сайта в сети интернет) выбранной CMS, прозрачность и понятность освоения самой CMS, ее стоимость (или бесплатность), ну и какие-нибудь божественные факторы. Как вариант – Вы можете написать свою CMS или заказать ее у специалиста(ов). Пожалуй, здесь мы вплотную приблизились к окончательной реализации проекта. Остается внедрить сверстанный макет в CMS, наполнить сайт информацией и разместить его на хостинге, либо завести собственный дата-центр (можно и небольшой компьютер в зависимости от решаемой задачи). Последовательность действий в конце может варьироваться, например: размещаем (разворачиваем) сайт в интернете, затем наполняем информацией.