Как выбрать CMS.
Определенных рецептов нет, учитывая относительную молодость этой области. Небольшой исторический экскурс показывает, что CMS (англ. Content management system, CMS) или иначе «движок» сайта, создавалась изначально только для определённого ресурса специалистом или группой специалистов с целью обеспечения возможности различным людям совместно создавать и редактировать материалы сайта. Со временем при условии высокой востребованности такого инструмента к разработчику приходит понимание того, что CMS можно продавать как самостоятельный продукт. Так появляются CMS коммерческого типа. Некоммерческие системы управления создаются энтузиастами. Конечному потребителю не очень-то важны технические нюансы, и он вникает в них только потому, что вынужден, а не потому, что ему на самом деле это важно. Мало кто из нас вникает в тонкости работы двигателя внутреннего сгорания, однако пользуемся автотранспортом мы все не зависимо от наличия прав, как пассажиры или как водители. В случае пассажира – приехал до пункта назначения и вышел, а вот в случае водителя – при возникновении технических неисправностей мы обращаемся к техническим специалистам или устраняем сами, если компетенция позволяет. Наверно аналогия не очень уместна, но она позволяет понять, какие неизбежные задачи возникнут перед человеком, использующим ту или иную CMS. Во-первых, придется с ее помощью управлять сайтом – это ее прямое назначение. Насколько это удобно, эффективно и производительно может решить только конечный пользователь. Во-вторых, техническое обслуживание в том или ином виде потребуется, рано или поздно. В-третьих, нужно понимать, что интернет-технологии претерпевают сейчас очень бурное развитие – изменения происходит буквально каждый день и CMS должна успевать за этими изменениями. 1. Оцените наличие технических специалистов, которые будут выполнять техническое обслуживание проекта. Если говорить о технических специалистах, то не плохо оценить уровень предложения на рынке услуг в данный момент. Если спектр предложения достаточно большой, можно с уверенностью утверждать, что решить возникающие задачи и в дальнейшем можно будет по приемлемой цене. Если видно, что речь идет об эксклюзиве, тогда определяющим фактором становиться обоснованность такого выбора. Не секрет, что крупные и успешные проекты - Facebook, Mail.ru, Вконтакте, Одноклассники, Яндекс, работают на эксклюзивных, написанных специально под них «движках», в этом случае владельцы проектов содержат команду специалистов, которые осуществляют непрерывную поддержку проектов. 2. Оцените финансовые вложения. Следующим параметром оценки могут быть финансовые затраты на приобретение коммерческой лицензии или коробочной версии. Выбор между платным и бесплатным продуктом всегда останется за конечным потребителем. 3. Определите задачи, которые нужно будет решать с помощью выбранной CMS. Необходимо определить задачи, которые ставятся для сайта и исходя из этих задач выбрать подходящий вариант CMS. Спектр проектов с одной стороны очень широк, с другой стороны в терминологии специалистов все проекты можно разложить на 5-6 категорий. Простыми проектами можно считать сайты-визитки, промо-сайты, лэндинги, однако и они могут содержать достаточно сложные технические «навороты». Определяющим фактором может стать расчетное время жизни сайта, если изначально предполагается его не долгое существование, наверное, нет смысла и в больших финансовых вложениях, если только он не задумывается как «МММ» - в этом случае можно и потратиться если очевиден «выхлоп». Проект посложнее – интернет-магазин, может быть реализован как на бесплатных известных и не очень, так и на платных CMS. Здесь в игру могут вступать такие факторы как интеграция с другими программными решениями, которые уже использует или планирует использовать владелец сайта. Необходимо оценивать и перспективы развития как интернет-отрасли в целом, так и отдельных программных технологий – все-таки это не автомобиль. Еще более сложные проекты – соцсети, корпоративные порталы и т.д. тоже могут быть реализованы как на бесплатных, так и на платных CMS, здесь большее значение имеет оценка экономических составляющих проекта, если это стартап без больших финансовых вливаний, скорее всего его владельцы предпочтут на начальном этапе сэкономить и пойти по доступному пути. Но, так или иначе, с большими ли финансовыми вложениями или нет, перспективу развития проекта необходимо оценивать на ранних стадиях исходя из этих перспектив можно определяться с тем какая CMS может быть масштабирована до необходимого уровня, что бы в самый ответственный момент не пришлось переносить весь проект на новые рельсы, причем в авральном порядке. С точки зрения «пассажира» (посетителя сайта) CMS не имеет никакого значения, ему виден только «салон», отделанный по вкусу владельца, однако это не значит, что он не чувствует, как «тянет» «движок». Для него это выглядит как «бесконечное» время ожидания пока прогрузится та или иная информация – прямое следствие настройки и возможностей CMS. Либо наоборот, он мгновенно получает отклик на свои действия и даже не задумывается, а почему собственно так происходит - он воспринимает такую ситуацию как должное. Этот критерий должен присутствовать при выборе той или иной системы управления контентом. 4. Напоследок прислушайтесь к мнению SEO-специалистов. Если предполагается заниматься продвижением сайта в поисковых системах, то посоветуйтесь с SEO-специалистами. Некоторые CMS справляются с этой задачей хуже, другие лучше. В качестве рекомендации можно предложить попробовать самостоятельно скачать и установить пробные версии коммерческих продуктов и рабочие версии бесплатных CMS. Провести тест-драйв. Даже просто заглянув внутрь можно сделать собственные выводы о том, насколько понятен и удобен интерфейс, будут ли сложности в освоении или все прозрачно и понятно.